Полезно знать

По материалам Василия Биленко

Миф  №1.  Яхта и морская болезнь – братья-близнецы
«Как только я стану на борт шаткого судна, судорожные спазмы будут душить мой желудочно-кишечный тракт, а пища, с таким аппетитом съеденная на завтрак (обед, ужин), начнет вырываться на свободу». Естественно, покачивание яхты время от времени происходит. Но появляется оно лишь во время шторма или шквала. А такие вспышки погодной активности проявляются на просторах Средиземноморья, как правило, зимой, ранней весной и поздней осенью. В разгар туристического сезона (май-сентябрь) море спокойное, дуют умеренные ветры, которые не создают качания и вспышек морской болезни.

Если же Ваш вестибулярный аппарат чувствительный даже к путешествиям автомобилем или самолетом, существуют таблетки и  браслеты против симптомов морской болезни. А свежий воздух (ветер + морская пыль) только улучшают состояние.

Миф №2. Яхта – дорогое удовольствие. Мне это не по карману.

Любой отдых требует определенных затрат, и яхта не исключение. Но аренда яхта не дороже, чем пребывание в обычном береговом отеле. «2800 евро за сутки за 10 человек?  – переспрашивает мужик, тыкая пальцем с золотым перстнем в прайс. – Ну, в принципе нормально. А сколько за неделю?» Но 2800 евро на 10 человек это и есть цена за неделю. То есть на одного за неделю, или 40 евро в сутки. Цена парусника зависит от его размера (чем больший – тем дороже),  возраста (чем старший – тем дешевле) и сезона (август – самый дорогой месяц). Какие еще затраты? Услуги шкипера – 100 евро в день. Стоянка в марине – 50 евро в день. Топливо – от Ваших потребностей и погодных условий (все-таки яхта движется с помощью ветра).

Миф №3. С детьми на яхту нельзя.
«Дети будут падать за борт,  тонуть в море, травмируются о разные штуковины, просто будут мешать отдыхать». Так считает большая часть населения земного шара. Конечно, это совсем не так. Уже сразу после рождения (хотя родить можно и на борту яхты –  но все же мы сторонники классического места родов) младенца можно брать с собой. Не нужно вывозить либо выносить его не прогулку на свежий воздух – оно и так тут везде.

С  детьми старшего возраста, которые еще не ходят, но уже ползают – также не страшно. Вся яхта ограждается специальной сеткой, которая не дает маленькому любопытному исследователю соскользнуть за борт яхты, пока мама с папой жарятся на солнце. Дети, которые уже не ползают, а ходят, будут просто в восхищении от путешествия на паруснике. Куча незнакомых деталей, которые снисходительный шкипер (капитан) позволяет крутить во все стороны, занимает все их внимание. А как же интересно попрыгать в кристально чистую воду просто с борта яхты! Аквапарки отдыхают! Дети возрастом 7-13 лет с удовольствием будут изучать премудрости управления яхтой и как-то незаметно для родителей станут настоящими морскими волками и волчицами. Кстати, самому меньшему яхтсмену-одиночке, который сам пересек Атлантику под парусами, всего четырнадцать лет! В прошлом году англичанин Майкл Перхем за 55 дней прошел путь от Гибралтара до Антигуа, преодолев 3500 морских миль (6500км).

Миф №4. На яхте нудно и однообразно.
«Вода, вода. Кругом вода», – пели когда-то в песни. В первый день море вызывает безумное восхищение. Второй день – тихую радость. Третий – безразличие, которое постепенно меняется на раздраженность морским пейзажем. Но ведь никто и не заставляет ограничиваться только морем и не запрещает причаливать к берегу. Наоборот, морские переходы занимают 3-6 часов в сутки. Остальное время – купание и знакомство с новыми местами.

Это выглядит так: яхта заходит в марину (специальная стоянка) маленького городка (или большого города) и пришвартовывается. Экипаж сходит на берег, ходит по музеям, занимается шопингом, дегустирует вина, посещает рестораны и таверны. Или так: яхта стает на якорь в живописной бухте возле зеленого острова. Воздух наполненный хвойным ароматом и звуками птиц. Экипаж спускается на надувной лодке и добирается к острову. На диком пляже в тени вековых сосен проводится пикник, который постепенно переходит в вечеринку. Часть экипажа усыпает просто на пляже, остальные возвращаются на яхту. Ночную тишину нарушают лишь всхлипывание дельфинов и приглушенные разговоры о «жизни».

Третий вариант. Яхта стает на якорь в живописной бухте возле зеленого острова. Часть экипажа переправляется на берег, где берет напрокат велосипеды либо автомобили и начинает исследовать остров с берега (на берегу есть пункты проката – это не безлюдный остров). Другая часть берет напрокат каноэ и исследует остров с моря. Самым маленьким яхтсменам надувают большие игрушки и они вместе плавают в чистой голубой воде. Вечером экипаж собирается вместе и высаживается в маленькой островной таверне, где под местное вино и живую музыку, перебивая друг друга делятся приобретенным опытом.

Миф №5. Девушки и яхты – неуместны.
Прошли те времена, когда присутствие женщины на борту предвещало беду и считалось дурным тоном.  Наоборот, сейчас отсутствие представительниц прекрасного пола ставит большие вопросы о приоритетах и ориентирах экипажа яхты. Ничто так не украшает парусник, как девушка. Лучше девушки – только много девушек! Красавица, которая томно лежит на палубе другой «красавицы»,  добавляет стоимости не только яхте, но и всей команде. И все же девушки в выигрыше. По статистике, любительницы парусного спорта чаще выходят замуж.

Кстати, мировой рекорд кругосветного путешествия гонки яхтсменов-одиночек определенное время принадлежал женщине. 29-летняя англичанка Елен МакАртур обошла вокруг земного шара за 71 день и 14 часов.

Миф №6.  На яхте нечего кушать.
Прежде всего заметим, что на туристических яхтах, которые бороздят просторы Средиземного моря, еще никто не умер с голода. А питание происходит следующим образом. Перед посадкой на яхту экипаж идет или идет к ближайшему рынку либо супермаркету и закупает все необходимое: макароны, крупы, картошку, яйца, консервы, сыры, рыбу, приправы, напитки и все другое по собственному вкусу и возможностям. Если возможности ограниченные, то большинство продуктов можно привезти на яхту с Украины (если вы добираетесь к месту нахождения яхты на машине).

Дальше есть три варианта. Первый – нанять кока (повара), который вместе с Вами будет жить на яхте и за Ваши деньги готовить три-четыре раза в день. Это будет стоить приблизительно 500 евро в неделю.

Второй вариант – Вы не берете с собой кока, экономите 500 евро в неделю и все готовите сами. По очереди либо же путем насильственного определения выбранного, который будет исполнять функции кока. Третий вариант. Завтрак и обед Вы будете употреблять на яхте, а ужинать в новом ресторане (таверне) соответственно с маршрутом Вашего путешествия. Кстати, все яхты оборудованы камбузом – небольшой кухней. На ней есть – газовая плита, холодильник и мойка для посуды.

Миф №7. На яхте нет комфорта.
Какие условия могут быть на кусочке пластика длинною 9-15 метров? Так думают многие и конечно же, ошибаются. Каюты на яхтах отделаны ценными породами дерева (как правило, красное дерево, тик и дуб). Вы спите на чистом постельном белье и мягких матрасах. На яхте есть санузлы (по-морскому – гальюны). Их может быть даже несколько (в зависимости от размера судна). В санузлах – унитазы и умывальники из нержавейки либо фаянса в стиле хай-тек., пластиковые душевые кабины с пресной водой. И внимание! На яхте есть горячая вода! Справедливости ради обратим внимание, что ее количество ограничено. И чтобы не вызывать гнев других членов экипажа, лучше использовать ее экономно.

Но самое главное – это Ваш плавучий отель на первой линии. К пляжу – 0 метров (он – на палубе), к морю – 0  метров (оно за палубой).

Миф №8. На яхте нас ждут болезни и катастрофы. Помощь не придет.
Безопасность на море всегда на первом месте. Каждую яхту оборудовано специальной сигнальной системой, которая в случае непредвидимой ситуации срабатывает и передает точные координаты спасательной службе.  Кроме того, на яхте есть радиостанция, с помощью которой всегда можно передать сигнал SOS. Если ни сигнальная система, ни радиостанция не работают (просто Вам очень не повезло), на яхте есть ракетница, дымовые установки и фальшвееры (горят очень ярко). Учитывая большое количество плавсредств в районе вашего круиза, ваши сигналы обязательно увидят и придут на помощь. Для этого у спасателей есть скоростные судна и вертолеты.
Если же вам сильно не повезло – не работают не только радиостанция и сигнальная система, но и судов поблизости нету, то у  вашем распоряжении есть спасательный плот, спасательные жилеты и аптечка. Спасетесь – напишите нам о своих приключениях.

Миф №9. Яхту никто не даст, потому что не умею управлять.
Конечно, без умения управлять яхтой, а также без документов, которые удостоверяют это умение, яхту вам никто не даст (и правильно сделает). Но выход есть – это взять в аренду яхту вместе со шкипером (капитаном). За 100 евро в день вы не просто получите человека, который поведет яхту вместе с вами в любую точку на карте (учтите свои финансовые возможности и  время перед выбором маршрута!), но и понесет полную ответственность за вас и судно. Столкнулись с другой яхтой? Не беда. В «разборках» участвует капитан, а вы просто наблюдаете. Как зарядить аккумулятор, куда вставить шланг для заправки соляркой? Все это знает шкипер. Казалось бы, идеальная ситуация! Он работает, а вы отдыхаете. Если бы не одно «но»: он чужак в вашей компании (семьи). Он седьмой, девятый, десятый, одним словом – лишний. Как этого избежать? Пройти обучение в яхтенной школе, получить права капитана яхты и самому управлять судном во  время отдыха.

Миф №10. Я никогда не научусь управлять яхтой, потому что это сложно.
Трудно, но не очень. Автомобилем управлять тяжелее, чем яхтой. Сначала кандидаты в шкиперы должны усвоить теорию. Во-первых, это управление радиостанцией (как звать на помощь, узнать, есть ли свободные места на парковке, получить прогноз погоды и  предупредить о шквале коллег). Во-вторых, выучить, почему движется яхта, какие и когда ей нужно ставить паруса, когда включать ходовые огни, о чем говорит мигающий маяк. В-третьих, засечь в памяти, кто и кому уступает дорогу, когда пересекают насыщенный суднами морской путь и тому подобное. После изучения теории – морская практика. Как правило, это одна неделя в море, под руководством и присмотром опытного шкипера., который одновременно является и экзаменатором. Курсанты разного возраста учатся ставать на якорь, подымать с воды потерпевшего,  даже парковаться  задом в марине. На остаток вы еще должны будете ответить на несколько вопросов почтенных капитанов (это уже на берегу), заплатить около 100евро и получить желаемый сертификат.